el_step

Categories:

"Красная палатка" — один фильм, два композитора

В 1969 году был снят совместный советско-британо-итальянский широкоформатный фильм «Красная палатка». Это была последняя режиссерская работа Михаила Калатозова. Фильм основан на реальных событиях: история спасения в 1928 году в Арктике аэронавтов. Арктические эпизоды частично были сняты в Подмосковье, частично  на берегу Финского залива под Ленинградом, а частично в настоящей Арктике на Земле Франца-Иосифа, в бухте Тихая. Эпилог фильма  (образование айсберга) снят у побережья Норвегии.

иллюстрация к фильму
иллюстрация к фильму

Я не буду описывать сюжет. Фильм красивый. Здесь не только бескрайние снега, здесь еще и красивые известные, я бы сказала даже  знаменитые актеры: Шон Коннери, Питер Финч, Клаудиа Кардинале, Массимо Джиротти, Харди Крюгер, Никита Михалков, Донатос Банионис, Юрий Соломин, Юрий Визбор, Эдуард Марцевич, Борис Хмельницкий, Юрий Назаров и другие.

О фильме я узнала в детстве совершенно случайно. В музыкальной школе мне учитель дала ноты для разбора. Сказала, что эту пьесу я буду играть.  Мельком глянула: в левой руке триоли. Это значит специально, чтоб я левой рукой работала... ну ладно! а глаза уже бежали по мелодии. в голове зазвучало... дома сразу попыталась сыграть, триоли мешали. разбирала. не слышала музыку. давалось тяжело. по отдельности каждой рукой сносно, вместе какофония. Но я была упряма: играла и играла. Возможно, я не стала бы так усердствовать, но сверху в углу листка был написан автор: А.Зацепин.

И это было решающим фактором. Александр Сергеевич Зацепин это же великий современник! это ж как круто играть современного композитора, уже порядком надоели нудные и скучные мелодии из прошлого:  и Бах, и Скарлатти, и Гайдн, и Куперен... Музыка Зацепина, знакомая с детства, родная и такая русская...

В какой-то момент мне удалось соединить. медленно-медленно, но мелодия стала слышна. Потом уже конечно я выучила её, я не могу передать те чувства, которые я испытывала. Радость, восторг, волна эмоций накрывала. Но почему-то слезы наворачивались на глаза, комком стояли в горле. я еле сдерживалась, чтобы не разреветься. Я не знаю, в чём тут дело. Но до сих пор это ощущение, когда я слышу эту музыку.

Существуют две версии фильма: наша и международная. По словам Александра  Зацепина, в международную версию фильма его музыка не вошла потому, что в тот момент, когда итальянский продюсер затребовал запись музыки, она ещё не была готова (студия занималась монтажом фильма), и, подождав две недели, продюсер заявил, что он «теряет в деньгах» и вынужден утвердить версию с музыкой Морриконе.

Конечно, Энио Морриконе еще один великий современник, мировая звезда. Восхитительная музыка у него. Никто не спорит с этим, но!

Сравните музыку Морриконе и Зацепина к одному и тому же эпизоду фильма!

Показанная в фильме  медсестра из Кингсбея Валерия это чистый вымысел.  У Мальмгрена, которого сыграл Эдуард Марцевич, в реальности в Швеции была невеста. Но это ж художественный фильм.

Музыка Морриконе похожа на рождественскую мелодию: праздничную и светлую, сладкую, как имбирный пряник. Красивую, как светящаяся гирлянда, как праздничный ужин у камина в компании добрых друзей.  Уютная, мажорная, светлая.

Музыка Зацепина похожа на прибой. В ней сила, нежность, простор. В ней радость любви, грусть расставания, какая-то ностальгия, невыразимая тоска и боль. Она звенит, рассыпаясь тысячами мелких соленых брызг. и снова и снова погружает нас в пучину грусти и радости, всего того, что несет с собою любовь. Эта музыка и есть любовь.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic